Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском - Краткие изречения святого Антония Великого
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Краткие изречения святого Антония Великого

1. Авва Антоний говорил: «Некто рождает смерть, но если он будет делать добро, он породит жизнь».

2. Авва Антоний сказал: «Если ты живешь со Христом, пусть твоя келлия будет для тебя темницей; помни во всякое время о твоем исшествии из тела и никогда не забывай о будущем Суде, и совсем не будет греха у души твоей. Будь причастником Духа Святого, чтобы тебе жить с Господом до конца. Если ты будешь терпеть для Господа, то ты достигнешь Жизни Вечной, и Бог изгладит грехи твои и снова поместит тебя в Царстве Своем».

3. Рассказывали об одном брате, что он победил гнев. Однажды пошел он к авве Антонию, когда совершили общую молитву. Антоний, желая испытать его, победил ли он страсть, сказал ему: «Встань, прочти немного наизусть». Встав, тот сказал старцу: «Из чего, желаешь ты, чтобы я сделал чтение — из Ветхого или из Нового Завета?» Услышав эти слова, Антоний сказал ему: «Сиди, надменный, которого и излечить нельзя». Когда брат сел, снова сказал ему старец: «Я только что сказал тебе: встань, сделай маленькое чтение напамять». Вставши, он сказал старцу: «Желаешь ли, чтобы я сделал чтение из Нового или из Ветхого Завета?» Старец сказал ему: «Садись, великий гордец». Опять брат сел. Старец сказал ему: «Встань, сделай маленькое чтение напамять». Брат еще сказал ему: «Сделать ли чтение из Ветхого или из Нового Завета?» Старец сказал ему: «Поистине, ты исполнил весь Ветхий и Новый Завет; что ты хочешь, то и говори».

4. Рассказывали о двух братьях, что они стали жить вместе в монастыре. Один был аскет совершенный, другой — послушливый и смиренный. Они спрашивали друг друга: «Какое дело выше?» (быть ли аскетом или быть послушливым и смиренным). И когда они пришли к реке, там было множество крокодилов, и послушливый прошел среди их на другой берег. Те ему поклонились. И сказал ему аскет: «Прости меня, брат мой! Я не дошел до этой меры». И они возвратились в монастырь. Глас был авве Антонию на горе, говоривший: «Послушливый выше аскета».

5. Брат, которого помыслы побуждали уйти из своего места, признался в этом авве Антонию. Старец сказал ему: «Иди, сиди в своей келлии, отдай свое тело в залог стенам и не выходи. Пусть твой помысл ходит туда, куда ему захочется, только не давай своему телу выходить вон из келлии. И, ничего не делая, оно будет страдать. Наконец, оно взалчет и придет в час вкушения пищи, требуя у тебя пищи. Если оно скажет тебе около этого часа: «Съешь себе немного хлеба», — ты скажи ему в свою очередь, бодрствуя: «Человек не хлебом одним будет жить, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих». И оно скажет тебе: «Выпей немного вина, как блаженный Тимофей», — отвечай ему: «Помни о детях Аминадава, которые соблюдали заповедь своего отца». Если оно принесет тебе сон, не принимай его, ибо написано в Святом Евангелии: «Бодрствуйте и молитесь»; и еще написано: «Они уснули и не получили никакой пользы». Питай свою душу словами Божиими, бдениями, молитвами, более же всего непрестанной памятью о имени Господа нашего Иисуса Христа, и в этом ты найдешь наставление, так что узнаешь победу над худыми помыслами. Если кознотворец злой выведет тебя из келлии твоей, он будет ранить и пожирать тебя, принудив тебя выйти без рассуждения о том, нужно ли тебе это или нет; он будет поражать тебя многими способами, по ногам ли или по рукам, в сердце ли или в зрение или в слух, в дела ли твои или в язык и уста, или когда ты идешь. Если же ты останешься в своей келлии, ты будешь свободен от всего того, что я сказал тебе».

6. Авва Антоний говорил братиям: «Ходя однажды в горах, я встретил страуса с его детенышами. Завидев меня, они убежали. Я слышал, что мать сказала своим детенышам: «Метайте каменья, чтобы вас не поймали». Подобным образом и мы: если бесы мечут против нас помыслы, мы будем метать против них камни от того Камня, который отсекся в непорочной утробе Святой Девы Марии, Камня краеугольного, который прекрасно борется за нас и спасает нас от их злых сетей».

7. Авва Антоний говорил: «Совлекись своей злобы, облекись в простоту; совлекись лукавого глаза, облекись глазом сердечным и сердцем милостивым. Не ненавидь ни одного человека и не ходи с тем, кто ниже тебя, но с тем, кто выше тебя и на самом деле творит дела. Не бойся порицаний человеческих. Ненавидь все, что причиняет вред душе твоей. Не оставляй воли Божией, чтобы творить волю человеческую, да будет Бог с тобою».

8. Авва Антоний говорил: «Если кто-нибудь любит Христа всем своим сердцем и всею своею силою, он рождает страх; страх рождает слезы; слезы рождают радость духовную с тем, чтобы радость духовная родила жизнь ангельскую; жизнь ангельская рождает силу, которая утешает; душа принимает оправдание, чтобы производить плоды избранные. Если Христос, дающий ей силу, увидит ее мужество и ее терпение во всем, Он принимает ее с радостью: так она пребывает в небесном ликовании в местах покоя, которым никогда не будет конца».

9. Сказали авве Антонию об одном брате: «Он не пьет вина». Авва Антоний сказал им: «Вино само не полагается монаху».

10. Авва Антоний сказал: «Я видел Духа Божия, сшедшего на трех людей: Он сошел на авву Афанасия — и дали ему архиепископство; Он сошел на авву Макария — и дали ему благодать исцелять больных, и на авву Памво — и дали ему диаконство».

11. Рассказывали об одном старом феллахе, что он отправился однажды к авве Антонию. Сообщили об этом старцу. Он вышел навстречу ему. Вошедши в келлию, они помолились. Сели. Авва Антоний сказал ему: «Возвести мне одно слово, отец мой». Верный старец феллах сказал ему: «Три рода выходит из этого народа, то есть из монахов: первый — огонь; второй — по образу львов; третий похож на лисиц». Авва Антоний сказал ему: «Как ты на себя смотришь, отец мой?» Старец сказал ему: «Я смотрю на себя как на Адама, когда он еще не совершил преступления». Авва Антоний сказал: «Ты подаешь надежду, отец мой». Старец сказал ему: «Нет, но моя великая правда — в Боге».

12. Братия спросили авву Антония, который был близок к смерти, о конце мира. Святой сказал им: «Пророки уже пророчествовали, и Христос говорил Своими устами, потом апостолы говорили о конце; я, кто такой я, чтобы говорить об этом?» Братия сказали ему: «Ты также пророк и апостол и отец этого времени; окажи нам любовь, научи нас». Он сказал им: «Вы видите первый мир, который Бог истребил за блудодеяния и насилия, какие были среди них (людей того времени); подобным образом Содом и Гоморру Бог истребил некогда за блудодеяния и немилосердие. Так и конец этого мира будет при сих трех вещах: если насилия умножатся среди людей, и если блуд умножится среди монахов, — вот конец мира; если вы увидите старых монахов, которые покидают пустыни и монастыри и изобретают предлоги к тому, чтобы ходить в города и селения, подражая образу жизни анахоретов, которые пребывают в домах мирян с женщинами; если молодых монахов увидите пребывающими в обителях дев, так как их келлии прилегают к ним, а окна их доступны; и также — мужей пустыни увидите любящими есть и пить более, чем любят они труд воздержания и утеснения; если вы увидите монахов торгующими, покупающими, продающими по подобию мирян, — вот конец мира: не будет покоя для мира, но только скорбь и бедствие до скончания века сего».

13. Авва Антоний говорил: «Тот, кто в одном только деле является победителем, не есть воздержник; и тот, кто твердо стоит против одной вещи из тех, которые борют его за добродетель, не есть еще избранник: ведь если воздержание есть слава добродетели, то обилие зла враждует против нее; но нужно, чтобы желающий спастись бодрствовал во всяком деле по причине тех, кои враждуют против него, и чтобы он умолял благость Божию спасти его».

14. Авва Антоний говорил: «Тот, кто тщится сделаться совершенным в воздержании, не служит никакой страсти; тот же, кто служит одному пороку, далек от пути Божия».

15. Авва Антоний говорил: «Всякие страдания, каким подвергнется гневливый, теряются для него ежедневно».

16. Авва Антоний говорил: «Я провел целый год, умоляя Бога, чтобы Он открыл мне путь праведных и путь грешных. Я увидел кого-то, кто был размерами, как исполин, и стоя достигал до облаков. Его руки были простерты под небом, а под ним было озеро широкое, как море. Я видел также души, которые летали, как птицы, и все те, что летали над его руками и над его головою, спаслись, а те, что попадались в его руки, падали в озеро с огнем пламенеющим когда он ударял по ним. Тогда пришел ко мне глас с Неба, говоривший мне: «Антоний! Эти души, которые ты видел падающими под его руками, суть души грешных, которых влекут во ад, потому что желания плотские, и беспечность сего малого времени, и помыслы худые сделали их пожелания худыми в такой степени, что их ввергли в огонь».

17. Авва Антоний говорил: «Принимай себя за нечто, никакой цены не имеющее во всех отношениях, потому что невменение себя есть тело смирения; смирение рождает ведение, ведение рождает веру, вера рождает послушание Богу, послушание рождает братскую любовь».

18. Один брат спросил старца авву Антония о слове, написанном в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). И старец сказал ему: «Я думаю, что это слово значит, чтобы ты сократил для себя потребности телесные до меры одного года, чтобы ты не слишком заботился о своей жизни, а заботился только в дозволенной мере, чтобы спастись».

19. Говорили об авве Антонии, что открыли ему однажды относительно одной девы, которая впала в прегрешение. Он встал, взял в руки свой пальмовый посох, начал путешествие к обители, чтобы обратиться к жившим там с очень строгими упреками. Когда он еще шел и приблизился к обители, явился ему Христос, Царь славы, единый милостивый, Тот, у Кого бесчисленные сокровища милосердия, Который прощает, изглаждает грехи и прегрешения людей. Спаситель сказал ему с лицом кротким и с улыбкой полной милости: «Антоний, есть ли причина твоего великого труда — путешествия сюда?» Услышав эти слова Господа, старец повергся на землю на лицо свое, говоря: «Господи мой! Так как Ты сделал меня достойным видеть присутствие Твое, Ты первый знаешь безумие моего труда». Благий, человеколюбивый Спаситель сказал ему: «Ты предпринял этот труд и это великое страдание (от путешествия сюда) по причине прегрешения этой малой девы». Авва Антоний, простершись на земле на лице своем, сказал ему: «Господи, Ты знаешь все вещи, прежде чем они случатся». Господь сказал ему: «Встань, следуй за Мною!» Войдя с Ним, хотя двери были заперты, в то место, где была дева, он услышал, что дева плачет и говорит: «Господи мой Иисусе Христе, если Ты взглянешь на беззакония, то кто постоит пред Тобою? Но ведь все прощение — у Тебя. Господи мой Иисусе Христе, отомсти за меня тому, кто мне позавидовал и кто погубил меня. Господи мой Иисусе Христе, молю Тебя, не отврати лица Твоего от меня, потому что я сосуд немощный». Она говорила это с великими слезами. Милостивый и сострадательный Бог, Господь наш Иисус Христос сказал: «Твое сердце не тронулось ли до слез, когда ты слышишь ее немощь, слышишь, как она взывает ко Мне со слезами скорби? Истинно, она привлекла к себе Мое милосердие, подобно блуднице, которая омыла ноги Мои слезами своими и отерла их власами главы своей, и через раскаяние свое прияла она от Меня оставление грехов своих по причине веры своей. Впрочем, я не оставлю труда твоего тщетным: дай им некоторое наставление, иди». Сказав эти слова, Господь стал невидим для него. Авва Антоний отправился в путь свой, воздавая славу Богу: слезы его текли на землю, и он очень удивлялся благости Бога и обилию Его неисчислимого милосердия ко всякому творению рук Его, удивлялся и тому способу, каким Он принимает к Себе сразу всякого человека согрешающего и каким Он обращает к покаянию в правом сердце.

20. Авва Антоний говорил: «Если тебя приводят в движение помыслы, подавляющие тебя, и ты не в силах их отогнать, иди на воздух, — и они сами собою отойдут».

21. Авва Антоний говорил: «Очень полезно для нас, чтобы мы убегали в нашу келлию и назирали много за собою во всю нашу жизнь, пока мы не узнаем, каковы мы. Если ты терпеливо пребываешь в своем месте, тогда — ты ожидаешь своей смерти; если ты прилежишь молитве ночью и днем, тогда — ты ожидаешь своей смерти; если ты обитаешь в пустыне без всякого содружества с твоими сродниками по плоти, тогда — ты желаешь умереть для мира. Вот, говорю вам, я провел все свое время, вкушая меру хлеба ячменного, выпивая меру мутной воды, и если я желал сходить в какое-нибудь место, я остерегался, чтобы никак не попирать самому следов женщины».

22. Авва Антоний сказал еще: «Написанное в законе — это не праведность: сердце чистое — вот праведность человека».

23. Авва Антоний говорил: «Если я выхожу из келлии своей, чтобы идти к людям, я совлекаю с себя свою одежду, я иду обнаженным; то есть: если я иду к людям, я делаюсь человеком, а если возвращаюсь в свое место, я делаюсь духом; я делаюсь человеком с людьми, я делаюсь духом с Богом. Тело есть дом сердца: оно имеет дверь и окна; если я иду к людям, они (окна) все открываются, бури и волны входят в них, то есть они слышат, видят, говорят, чувствуют. Если я нахожусь в келлии своей, окна закрыты, и я неприступен: только со своим сердцем я должен бороться и свободен от четырех (браней). Правда, тот, кто говорит рассудительно, назидается сам и назидает своего товарища; но тот, кто хранит молчание, находится в безопасности. Вот и Мария сначала совершала дело, прежде чем достигла истинного познания Бога».

24. Один брат спросил авву Антония: «Как пребывать в келлии?» Старец сказал ему: «То, что очевидно для людей, есть вот что: (пост) до вечера ежедневно, бдение и поучение; а то, что скрыто от людей, есть невменение себя, борьба с помыслами худыми, негневливость, зрение перед собою смерти своей, смирение сердечное — основание всех благ».

25. Авва Антоний говорил: «Не ходи ни с надменным ни с гневливым, но ходи с тем, кто смирен во всякое время. Пусть твои беседы будут взвешены на весах, чтобы они были полезны тем, кои их услышат. Будь ревностен. Скорби о брате твоем, будь сострадателен к нему. Да будет слово твое кротко во всякий час. Бедность очень возлюби, возлюби страдание, беги к нему, принимай скорбь для плоти твоей, чтобы победить страсти телесные; борись, чтобы победить в тех бранях, которые борются с телом. Ведь мудрый знает путь свой, чтобы встретить светильники небесные».

26. Авва Антоний говорил: «Верблюду нужно немного пищи: он сохраняет ее в себе, пока не войдет в свое стойло; изрыгает ее, пережевывает, пока она не войдет в кости его и в плоть его. Но что касается лошади, обильна ее пища, так как она ест постоянно и тотчас теряет все. Мы же не будем как лошадь, то есть читать постоянно глаголы Божии, не исполняя ни одного из них, но уподобимся верблюду, читая каждый глагол святых писаний, сохраняя его в себе, пока не исполним его; ведь те, кои исполнили их, были людьми, как и мы: страсти бороли и их».

27. Авва Антоний говорил, когда братия сидели вокруг него: «Будем подвизаться. Ведь даже и одежда монаха достойна ненависти со стороны демонов. Однажды я захотел испытать их относительно этого. Я взял мантию, нарамник и куколь и надел их на чучело; одел его, поставил и смотрел, как демоны стояли вдали и метали в него стрелы. Я сказал им: «О духи злые! Что вы делаете? Это не человек, но чучело». Они сказали мне: «И мы это знаем, но мы не его поражаем, а одежду, которую он носит, и образ его». Я сказал им: «Какое зло причинили вам эти вещи?» Они сказали мне: «Это — доспехи воинские тех, кои причиняют нам страдание и кои опаляют нас постоянно; вот почему даже их одежда причиняет нам страдание». Услышав их, я воздал славу Богу, спасающему тех, кто на Него уповает, от руки злых духов диавола, которые борют святых день и ночь; Бог спасает, расстраивая их совет».

28. Авва Антоний говорил: «Не дадим монаху ходить туда, где находятся женщины, чтобы он имел дерзновение с ними, — исключая тех, кои имеют силу от Бога. Ведь если видеть их (женщин), они не оставляют человека спокойным в келлии». Некто спросил его: «Следует ли ходить к ним, чтобы их утешать?» Старец сказал ему: «Если ты приял Духа, то иди, иначе же — я не желаю, чтобы ты ходил туда, ибо дающий тебе случай пасть убеждает также и их к падению: ведь природа закона во мне одна и та же, и сердце человека склонно ко злу». Брат сказал: «Что делать мне в виду экономской должности, возложенной на меня?» — он был эконом. Старец сказал ему: «Если ты приял Духа, то иди, иначе же — я не желаю, чтобы ты туда шел. Льстящий тебе до твоего падения не толкает ли и их, чтобы они пали? Однако если человек предаст свою силу Богу, он сделается огнем, пребывающим на земле». Брат сказал: «Я говорю, отец мой, что верный человек соблюдет себя во всяком месте, куда ни пойдет». Старец сказал ему: «Нет, но остерегайся, если стадо свиней, покрытых грязью, выйдет из реки, и ты пойдешь среди них, чтобы не сделало оно тебя совсем черным, если может быть оно не повалит тебя».

29. Отец наш святой авва Антоний говорил: «Случилось мне пойти в Ракоти (Александрию)[1], чтобы принять благословение светлого столпа, убежища и основания веры апостольской, местопребывания Духа Святого Утешителя, того, в сердце коего Он пребывает как на престоле Вседержителя, который тверд в вере в Троицу единосущную и единую, возлюбленного Господом нашим Иисусом Христом, великого Афанасия, сына апостолов, который много раз претерпел мучения от императоров за правую веру[2]. Я пробыл у него два дня, и он говорил со мною о (некоторых) главах Писания, и от сладости его слов, усладительных и живительных, я уснул немного. И разбудив меня, он сказал мне: «Антоний, встань от этого сна твоего, ибо Дух Святой сказал: «Они уснули сном и не получили никакой пользы», — и: «Тот, кто бодрствует и трезвится, тот и радуется и веселится в Жизни Вечной; ибо радость сего места не есть радость, и сладость сего мира не есть сладость». Когда он сказал мне эти слова, я простерся и поклонился ему и возвратился в свое место, восхваляя Бога».

30. Авва Антоний сказал, когда он пошел к братиям, и монахи желали слышать от него слово: «Писания способны наставить нас, но было бы хорошо, чтобы и мы воодушевляли друг друга в правой вере наших отцов».

31. Авва Антоний говорил: «Я молил Бога однажды показать мне помощь, которая окружает монахов, и когда я еще молился, я увидел огненные светильники и лик Ангелов, окружающих монаха, хранящих его как зеницу ока; и пришел с Неба глас, говоривший: «Не оставляйте его, пока он в теле». И увидев такую помощь, окружающую человека, я вздохнул, говоря: «Горе тебе, Антоний! Эту великую помощь Бог тебе назначил, а ты постоянно нерадив».

32. Авва Антоний говорил: «Я молил Бога, говоря: «Господи мой, как такую помощь ты назначил монаху, а сатана так попирает его?» Я слышал глас, говоривший мне: «Нет силы у того, кто сам себе причиняет насилие; он ведь бессилен. Я запретил ему со всей его силой, и Я сокрушил его. Но каждый бывает искушаем собственными своими пожеланиями и своим нерадением; ибо это — человек, который нерадит о собственном своем спасении, о том, что засорено сердце его, ибо он не ищет спасения». И сказал я Ему: «Господи, Ты назначил такую помощь каждому из монахов?» И мне показано было множество монахов, которых окружала эта помощь, как я видел и сначала. И сказал я: «О, блаженно поколение людей, имеющее Господа, который Благ и человеколюбив!»



[1]Столица Египта со времени Александра Македонского, Александрия, в коптской письменности называется почти всегда своим прежним именем Pakoti или Pakote.

[2]Речь идет о гонениях со стороны ариан.


Назад к списку