Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском - Памятка оглашенным
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Памятка оглашенным

1. Для чего нужно креститься человеку.


 Понять смысл и цель Таинства Святого Крещения можно только поняв смысл и цель са-мого Христианства, смысл и цель пришествия Христа-Спасителя. То, что Церковь называет Господа Иисуса Христа Спасителем, говорит о том, что целью Его пришествия в мир, Его жизни, страданий, смерти и воскресения из мертвых было спасение человечества.

Каждый человек нуждается в спасении от смерти. Первые люди отпали от  Бога - Источника жизни, избрав “жизнь” вне Бога и этим обрекли себя и все свое потомство на такую же “жизнь”. Бог есть источник всяческой жизни, поэтому отпадение от Него является смертью для любого существа. Христос и пришел, чтобы избавить человека от смерти духа и тела.

Вопрос: Адам и Ева умерли такой смертью, но когда этой смертью умер я?
Ответ: Каждый человек, как потомок Адама и Евы, уже рождается зараженным этой смертью, поскольку она есть некое “генетическое” повреждение человеческой природы. Она присутствует в каждом человеке. Это болезнь нашего естества, проявлением и доказательством присутствия которой в человеке являются греховные наклонности, порочные навыки души, о которых каждый знает и часто стыдится их, но совладать с ними, как правило, не может. Об этом же повреждении некогда совершенной человеческой природы свидетельствуют болезни, страдания и смерть тела, а также написанная кровью история человечества.

Вопрос: Разве я виноват, что родился с этой смертельной болезнью?
Ответ: Дело здесь совсем не в виновности. Во-первых, хотя родившийся больным не виновен в своей болезни, это не означает, что ему не нужно лечиться. Во-вторых, наивно пола-гать, что на месте Адама или Евы мы повели бы себя лучше. Думать так - значит обнаружить полное незнание себя. Как вся история человечества, так и личная жизнь каждого свидетельствуют о том, насколько бессилен человек в достижении идеала святости, правды и любви, о которых нам говорит и наш ум и наша совесть. Если бы было возможно самоспасение, Христос не пошел бы на Крестную Смерть. Воссоздать человека мог только Тот, Кто его создал.

Вопрос: И что же совершил Христос?
Ответ: Христос - Богочеловек, в котором соединились две природы: Божественная и че-ловеческая. Он принял на себя поврежденное естество человеческое, исцелил его в самом Себе, победив Своей вольной смертью живущую в нашем естестве смерть. Воскресение Христа явилось свидетельством этой победы. Через Крест и воскресение сотворил Господь наше спасение.
Воскресший Христос стал родоначальником нового человечества. Святой апостол Павел называет Господа Иисуса Христа Вторым Адамом (1 Кор. 15; 45-47). Ибо, как от Адама произошел весь род человеческий по плоти и со всеми последствиями его греха, так от Господа Иисуса Христа начался новый род людей, рожденных от Него по духу.

Вопрос: Но как исцеление природы человеческой во Христе влияет на спасение других людей?
Ответ: Приобщение к обновленному Христом естеству человеческому совершается через таинство Крещения, в котором в нашу ветхую природу всевается “семя” Нового Адама - Христа. Происходит второе рождение человека, в котором человек приобщается к Церкви, которая есть Тело Христово. Потому необходимо Таинство Крещения. Господь сказал, что это таинство есть одно из главных условий спасения. Но семя Крещения только при благоприятных условиях (правильной духовной жизни) может прорасти и дать свои плоды (спасение души и дары духовные), а при условиях неблагоприятных (греховной жизни человека) может остаться не проросшим и не дать никакого плода (даже послужить причиной большего осуждения человека, как пренебрегшего святыней).
Вопрос: Почему же Бог не спас нас Своим всемогуществом?
Ответ: Всемогущество Бога - это не произвол. Бог не может спасти нас без нашего свободного волеизволения. Спасение не может совершиться без любви к Богу со стороны чело-века, а любовь и насилие несовместимы.

2.  Что необходимо для принятия Крещения.

Принять Таинство Крещения может лишь тот, кто искренне уверует во Христа - Сына Божия, Спасителя мира, раскается в своих прежних заблуждениях и грехах и решится из-менить свою жизнь согласно заповедям Христовым.

Верой в христианстве называется не просто признание бытия Божия или даже факта пришествия Христа - Богочеловека (такую “веру” могут иметь, по свидетельству Писания, даже демоны), но живое чувство Бога, непрестанно заботящегося о спасении человека, всегда готового принять любого, самого заблудшего их своих сыновей, лишь только он раскаялся и обратился. Настоящая вера обязательно выражается в соответствующей жизни. Верующий по настоящему в Бога непрестанно понуждает себя к исполнению евангельских заповедей, к очищению себя от всякого греха, к стяжанию любви к ближним.
Прийти же к такой вере может, в свою очередь, лишь тот, кто искренне взыщет истины, серьезно задумается над смыслом своей жизни.

Покаяние - основа христианства и непременное условие принятия Христа. Буквальный перевод этого слова с греческого означает изменение. Кающийся истинно - тот, кто видит свои недостатки грехи и слабости, горько сожалеет, болезнует сердцем о них, и стремиться к исправлению, изменению себя, однако уповая при этом не на свои немощные силы, но на помощь Божию. Кто не имеет покаяния, тот не может быть христианином. Поэтому отсутствие покаяния и уверенность в правильности, добродетельности своей жизни - прямое свидетельство того, что человеку креститься рано, ибо такому человеку Христос - Спаситель не нужен. Господь и сказал, что пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Евангелие от Матфея гл.9 ст.13). Праведниками Он назвал лжеправедников, не видящих своих грехов.

Вопрос: Что может помешать принятию крещения?
Ответ: Пребывание в смертном грехе (перечислены ниже). Необходимо искренне раскаяться в греховной жизни и стремиться исправить ее. В первую очередь следует порвать с делами полностью несовместимыми с христианством - со смертными грехами. Пока человек не оставит смертных грехов, он не может принимать крещение. Оно просто не принесет ему никакой пользы, но послужит во осуждение.

Вопрос: Как должен человек готовиться к самому таинству крещения?
Ответ: Накануне принятия крещения необходим хотя бы однодневный пост, воздержание от посещения театров, кино, просмотра телевизора и прочих развлечений (для состоящих в браке и воздержание от супружеских отношений). Принимающим крещение взрослым людям необходимо приготовиться к исповеди за всю свою жизнь.

Вопрос: Может ли быть крещен неверующий?
Ответ: Христос сказал: Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Евангелие от Марка, 16, 16). Не верующий в Спасителя или зараженный языческими, оккультными или еретическими учениями не может быть крещен. Такому человеку таинство не только ни принесет никакой пользы, но и послужит во осуждение и в этой жизни, и в вечной.
Ни один здравомыслящий человек не будет хранить мед в бочке из-под навоза - он или тщательно вымоет ее, или не будет ее использовать. Так и Господь не войдет в душу не омытую покаянием, не оставившую вредных греховных дел и навыков.

3. Что должен знать о Православной вере приступающий к Крещению.

(Православный Символ веры и его краткое толкование)


Символ веры - это краткое изложение основных христианских истин, которые необходимо знать каждому православному. Он составлен в IV веке на первых двух Вселенских Собо-рах. Символ веры состоит из 12 членов. На церковно-славянском языке он читается так:


1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым 

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца Рожденного прежде всех век, Света, от Света, Бога истинна от Бога Истинна, Рожденна, Несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша,

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася,

4. Распятого же за ны при Понтийском Пилате, и Страдавша, и Погребенна

5.  и Воскресшего в третий день по Писанию

6. И Восшедшего на небеса, и Седяща одесную Отца

7. и паки Грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца

8. И в Духа Святого, Господа Животворящего, иже от Отца Исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки

9. Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь

10. исповедую едино крещение во оставление грехов

11. Чаю воскресения мертвых

12. и жизни будущего века. Аминь.

Разберем его по членам:


1. Верую... Слово это кажется знакомым и понятным, но попытаемся в него вдуматься. Когда мы говорим “я думаю”, “я знаю”, “я убежден”, “я ощущаю”, мы находимся в пределах объяснимого и разумного. Слово же “верую” может быть от¬несено только к тому, что лишено очевидности. Мы говорим “верую” о том, что глазами нельзя увидеть, руками потрогать, ушами услышать. Для верующих предмет веры отличен от всего зримого и доказательного. Опыт веры в Бога в том и состоит, что что-то коснулось моего сердца, и оно ощутило радость и свет, открыло смысл моей жизни.
…во единаго Бога Отца Вседержителя... Когда Христианство вошло в мир, в нем было множество различных религий. Язычество чувствовало божественный источник мира, но не знало Бога. Его “боги” были всего лишь отображением самого мира, проекцией мира земного в мир духовный. Поэтому-то язычество носит идолопоклоннический, магический характер, в нем все служит земному. Христианство открыло миру принципиально новое понима-ние Бога. Единое Божество имеет, оказывается, Три Ипостаси или Лица: Отца, Сына и Святого Духа. В первом члене Символа веры речь идет о первой Ипостаси Бога - Боге Отце. Символ веры исповедует Его вседержителем - то есть содержащим в Своем Промысле все сотворенное Им, все многообразие жизни.
…Творца небу и земли видимым же всем и невидимым... Мир - не случайно возник. Он не вечный и не самосущий. Он - Божие творение. Небо и земля - это не то небо, которое мы видим над головой, и не та земля, что у нас под ногами. Небо - это мир духов, земля - мир материальный.

2. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия… С этих слов начинается испове-дание центрального догмата христианства, исповедание Христа. Кто же Он? С одной стороны, Он  - человек Иисус Христос  - во всем, кроме греха , подобный нам. С другой стороны, Христос есть Сын Божий, то есть истинный Бог, второе лицо Святой Троицы.
Единородного… Почему указано на единородность Сына Божия? Причина в том, что у языческих богов мы находим сколько угодно детей. У того же, например, Зевса, верховного божества греков или Кришны, одного из индуистских богов. В данном случае Символ Веры указывает на то, что Сын Божий - вторая ипостась Святой Троицы -  единородный, т.е. единственный и других нет и быть не может.
…иже от Отца рожденного прежде всех век... - эти слова обозначают, что рождение Единородного не есть рождение во времени, что Он родился не так, как рождаются все зем-ные твари.
Слова “прежде всех век” означают довременность Его рождения, то есть о том, что не было времени, когда Его не было. Он совечен Отцу. Здесь говориться о вечном рождении Сына, происходящем не во времени. Таким образом указывается на отличительное свойство Сына Божия.
Света от света, Бога истинна от Бога истинна… - речь идет о том, что Иисус Христос есть Бог истинный – равночестный Отцу, а не какое-то низшее божество.
…рожденна, несотворенна, единосущна Отцу … - Символ Веры подчеркивает единосущность Сына Божия Отцу. Он не сотворен, не есть отдельный от Отца Бог, а является тем, кто имеет единую с Ним, то есть, одну и ту же сущность (природу).
…Им же вся быша... - здесь подчеркивается та истина, что все существующие имеет своим источником Единого Бога, а не ту или другую ипостась.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес… Данными словами в Символе Веры указывается на причину вочеловечивания или воплощения Бога Слова. Этой причиной является бедственное духовное состояние человека, которое требует спасения.  Под спасением подразумевается не избавление от житейских и стихийных бед, от социального и политического неустройства и т.д., а от власти греха, страстей, господствующих в человеке. Словом “спасение” подчеркивается, что человечество находится в столь тяжелом духовном состоянии, что человеческие средства не способны его исцелить и требуется Божественная помощь. Это подчеркивается словами “сшедшего с небес”.
…и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечившася... - Эти слова говорят о великой христианской истине, о том, что Тот, который был назван Иисусом Христом есть Богочеловек, то есть является одновременно и истинным Богом, и истинным Сы-ном Человеческим. Церковь учит о том, что в Иисусе Христе Божественная и человеческая природы находятся в совершенно особом единстве, единстве, которого не знала и не знает ни одна религия мира. На IV Вселенском Соборе сказано, что во Христе Божественная и человеческая природы соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно .

4. Распятого же за ны при Понтийском Пилате, и страдавша, и погребенна... - во-первых, здесь указывается на конкретное историческое время, когда Господь жил, пострадал, был распят, погребен и затем воскрес. Это время обозначено именем правителя, Понтийского Пилата, римского прокуратора Иудеи, жившего в I веке нашей эры. Этими словами также подчеркивается, что Иисус Христос действительно страдал, действительно был погребен, что это была не видимость, как утверждали некоторые, а это был реальный факт.

5. и воскресшего… - насколько огромное имеет значение для нас этот пятый член Символа Веры говорят хотя бы слова апостола Павла. Он пишет: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 послание Коринфянам гл.15 ст.14). В нашей Церкви праздник Воскресения, день Святой Пасхи является Праздником Праздников, Торжеством Торжеств. То есть он - высочайший, стоящий над всеми праздниками Право-славной Церкви. Почему так? Причина очень простая: как пишет апостол Павел, Христос воскресший был первым из воскресших, что этим самым Святой апостол говорит, что только благодаря воскресению Христову человечество получает возможность воскресения в жизнь Вечную. Только благодаря Его воскресению стало возможным и всеобщее воскресение людей.
…в третий день по Писаниям…  - этим подчеркивается, что события, которые описы-ваются в Евангелии, были предречены еще в ветхозаветную эпоху, делается ссылка на многочисленные пророчества о Христе. Те, кто знакомы достаточно с ветхозаветным откровени-ем, понимают, о чем идет речь в данном случае.

6. И восшедшего на небеса и седящя одесную Отца... - шестой член Символа Веры, указывает на то состояние человечности, воспринятой Богом, к которому предназначен каждый человек. Каждый человек, оказывается, предназначен к тому, чтобы быть вечным жителем Неба. Более того, словами “седящим одесную Отца” показано, что человечность наша, по природе своей, - превыше всех тварей. И слова эти - “седящим одесную Отца” - говорит ни о чем другом, как о максимальной возможной степени единения с Божеством, максималь-ной степени Богоподобия. Образ взят из истории древнего мира, когда сидящий одесную царя был правой рукой царя, если хотите, фактически вторым царем в царстве, ибо первый царь был неограниченным владыкой, а второй, сидящий одесную, управлял всеми делами царства и решал все практически вопросы, относящиеся к царству. Поэтому выражением “одесную Отца”, подчеркивается та вершина власти и силы и славы, к которым предназначен человек по своему творению, и которые были явлены в царстве, силе и славе во Христе Иисусе, в его человечности, вознесенной на небеса и посаженной одесную Бога-Отца.

7. …и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца... - в этом члене Символа Веры говорится о завершении земной истории и о от-кровении о новой жизни. Он, Христос, завершит своим вторым пришествием историю человечества. Священное Писание, как и Священное Предание Церкви говорят о том, что это второе пришествие Господа будет обусловлено состоянием человечества. И оно совершится, это пришествие, тогда, когда человечество уже окончательно потеряет жизнь, потеряет дух. Тогда, когда человечество окончательно станет материалистическим, когда для него не будет никакого другого бога, кроме земного богатства, земного благополучия. Вот тогда, когда в человечестве ни останется Духа Божия и существование человечества потеряет всякий смысл, тогда и закончится история. Закончится она тем, что Господь Иисус Христос придет во славе и произойдет окончательное решение судьбы каждого человека. Тогда будет новое небо и новая земля. Новое Небесное Царство, в котором Он, Христос, будет Владыкой. Его Царствию не будет конца. Небесным Царство Христово названо не по месту нахождения, а по тем законам любви, которые ныне присущи Святым небесным ангелам и которые будут править в Его Царстве.

8. И в Духа Святаго Господа Животворящего…- этот член Символа Веры говорит о третьей ипостаси Святой Троицы, единосущной и Отцу и Сыну. Животворящим Дух Святой назван для того, чтобы показать, что Он, Дух Святой есть, особая Ипостась Божества, отличная от Сына и Отца.
…иже от Отца Исходящего... - слово “исходящего”, в отличие от Сына “рожденного”, подчеркивает особые, отличные ипостасийные свойства этого третьего лица Святой Троицы.
Словами же ...иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима... указывается на равночестность третьей ипостаси, и первой  - Богу Отцу и второй – Богу Сыну.
...Глаголавшаго пророки... - эти слова Символа Веры указывают на то, что все пророки Ветхого завета говорили Духом Божиим, и таким образом, все пророчества, которые были сказаны ими, были сказаны не от людей, не по мудрости человеческой, а именно от вдохно-вения Святого Духа. Пророки не от себя говорили, а говорили Духом Святым, который предрекал будущее, как настоящее.

9. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь - что разумеется под Церковью? Церковь есть не просто общество лиц, имеющих единую веру, таинства, правление, а это есть единство Духа Божьего, присутствующего в тех христианах, которые исполняют Волю Божию, исполняют Евангелие. Церковь - Тело Христово (Послание к Ефесянам гл.1 ст.21), единый Богочеловеческий организм. Церковь есть установление, новое творение Божие. Не люди собирают Церковь, а Бог создал Церковь. Ученики Христовы, апостолы, вошли в Церковь, не образовали сами собой Церковь, а вошли в нее. Не случайно история Церкови начинается с Пятидесятницы, с сошествия Духа Святого. Этот единый Дух, это единодушие таким образом образовавшееся, возникшее в результате сошествия Святого Духа в этом множестве учеников, и есть Церковь. Таким образом Церковь богочеловечна, то есть, во-первых, она божественна, во-вторых она человечна, и в Символе Веры называются основные характеристики Церкви.

Во-первых, во единую ...Церковь, этим самым указывается на то, что как тело Христо-во едино, так и Церковь одна.
Вопрос: Почему же мы слышим что есть Церковь Российская, есть Сербская, Греческая?
Ответ: То многообразие или то множество поместных Церквей, которое имело и имеет место в истории христианства, является не множеством по существу, а является все той же одной Церковью Христовой. Что ж тогда означают эти Церкви? Мы сказали о том, что Церковь есть единство Духа Божьего, пребывающего в тех христианах, которые исполняют Евангелие в своей жизни. Это определение Церкви по существу, но мы видим не эту Цер-ковь, а общество людей, существующих в конкретных исторических условиях. Это и называ-ется видимой Церковью. Чем видимая Церковь отличается от Церкви по существу? Тем, что в видимую Церковь человек входит видимым образом через таинство крещения и затем, независимо от того, как живет человек, соответствует ли он Евангелию, или не соответствует, если он Церковью не отлучен, он считается членом Церкви. Хотя по существу членом Церкви Христовой он может и не является. Подлинное членство в Церкви невидимо ни для кого. Видимая Церковь в самой себе содержит Церковь по существу. Благодаря только видимой Церкви мы можем говорить о Церкви, как о реальности, существующей в нашей земной жизни. Эта видимая Церковь имеет огромнейшее значение, поскольку в ней сохраняется Священное Писание, в ней сохраняются основы учения о духовной жизни человека, она научает всех делу спасения. Эта внешняя, видимая Церковь в каждом народе может иметь свое самостоятельное существование, поэтому мы видим множество так называемых поместных и автокефальных Церквей.

Вторая характеристика - Святую... Церковь. Что это значит? В Церкви присутствуют множество грешных людей, и нет человека, который был бы в своей святости подобен Богу, потому что все грешны. Как тогда понять святость Церкви? Каждый христианин в той мере причастен к Церкви, в какой он живет согласно Евангелию. И сама Церковь, если так можно выразиться, присутствует в человеке в той мере, в какой в этом человеке находит для себя место. Не случайно, поэтому, во время таинства исповеди, при отпущении грехов священник всегда читает молитву содержащую слова о кающемся, обращенные ко Христу: “примири и соедини Святей Твоей Церкви”. Своими грехами мы, оказывается, отпадаем, то есть становимся менее причастными Церкви, можем совсем удаляться от Церкви, напротив, покаянием возвращаемся к той святыне Церкви, в которой мы призваны жить. Таким образом, святость Церкви, зависит не от церковной жизни, которую мы наблюдаем в земных условиях. Когда речь идет о святости Церкви, то речь идет о святости Божией, присутствующей в Церкви, Церковь - Богочеловечна. Человек, христианин, лишь в той мере приобщен к Церкви, в какой он осуществляет святыню, святость божественной жизни в своей личной жизни. Таким обра-зом, Церковь остается святой, хотя бы в ней и присутствовало множество людей, не имеющих должной святости.

Соборную… Церковь... В отличие от первой характеристики, где говорится об одной Церкви, то есть указывается числительная характеристика Церкви, слово “соборная” указывает на органическое единство, этим самым показывается, что Церковь - это не есть просто собрание людей, не есть механическое объединение одиниково верующих. Церковь соборная - есть организм, в котором каждая клеточка является живой, и эта жизненность каждой клеточки действует и на жизненность и другой, сама каждая клеточка получает свою жизнеспособность от всего организма, так же как и сама способствует жизни этого организма. Таким образом, характеристика “соборная” говорит не о повсеместности Церкви, не о ее так назы-ваемой универсальности, нет, кафолическая, то есть соборная Церковь - это божественная характеристика, она указывает на то единство членов Церкви, которое по своему существу должно быть подобно и является подобным, пусть хотя бы и в разной степени, тому единству, которое мы видим во Святой Троице. Мы называем Святую Троицу Единосущной. Церковь, и члены Церкви призваны также быть единосущными в теле Христовом. То есть мы все должны быть единосущными в Единстве Духа Святого, которым  живут члены Церкви.

Слово апостольская означает две характеристики. Первая, что Церковь основана на той вере, которая возвещена нам апостолами. Апостолы оставили нам Евангелие, свои послания, которые являются тем твердым основанием, на котором строится вся христианская и вера, и жизнь. Во-вторых, словом “апостольская” обозначается другая характеристика, именно - задача Церкви, указывается на задачу Церкви, на задачу каждого христианина. Эта задача выражена в словах Христовых, обращенных к апостолам: шедше, научите все языки, крестяще их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа (Евангелие от Матфея гл. 28 ст. 19). Задача Церкви - проповеди Христова Евангелия, несущего человеку спасение.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов... - этот десятый член Символа Веры говорит о таинстве рождения, нового рождения, которое апостолы называют “банею пакибытия”, банею водной. О том таинстве, о котором сказал Христос в беседе с Никодимом: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Евангелие от Иоанна гл. 3 ст. 5). Это таинство рождения и называется святым крещением. Что оно из себя представляет? Это всем известное таинство, совершающееся в храме. В этом таинстве человеку, имеющему искреннюю веру и стремящемуся к спасению, подается благодатное семя Нового Человека. Этим новым человеком является Господь Иисус Христос, возродивший, восстановивший, исцеливший ту ветхую природу, которая возникла в результате грехопадения Адама. Об этом очень хорошо пишет преподобный Симеон Новый Богослов: “Тогда (при крещении - сост.) Бог Слово входит в крещеного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем, как семя”. Таким образом, таинство крещения - это таинство рождения Нового Человека - Христа в нашей ветхости. Этим рождением подсекается корень под ветхим человеком, которым являемся мы, ибо рождение Нового Человека и его возрастание в душе, тем и ха-рактеризуется, что уничтожается грех в человеческой природе. При правильной духовной жизни, при принуждении себя к исполнению заповедей Евангелия и к покаянию, постепенно у человека происходит определенный рост души. Борьба человека со своим грехом приводит его к видению поврежденности своей природы, эта борьба приводит человека к покаянию, приводит его к смирению, и через это смирение происходит все большее облагодатствование души и тела человека. Новый человек возрастая в нашем ветхом, постепенно уничтожает те грехи, об этом говорится в Символе веры: исповедую едино крещение во оставление грехов. Таким образом эти слова имеют тот смысл, что во-первых в самом уже таинстве, когда человек искренне с верою принимает его, искренне кается, исповедует свои согрешения, происходит оставление всех прежде бывших его грехов. Во-вторых, получая семя Нового Человека, крестившийся, при правильной духовной жизни освобождается от власти греха, освобождается от власти страстей, постепенно возрастает в нового человека, и таким обра-зом в нем происходит процесс оставления, уничтожения его греховности.

11. Чаю воскресения мертвых... - этот член Символа Веры прямо утверждает то, о чем ни говорила ни одна естественная языческая религия. Речь идет о вере во всеобщее воскре-сение всех людей. Это всеобщее воскресение совершится во второе пришествие Господа Иисуса Христа. Это будет воскресение в славу одних и в вечную гибель других, после чего на-чинается “жизнь будущего века”.

12. И жизни будущаго века. Аминь. “Жизнь будущего века” - есть жизнь с Богом, жизнь тех людей, которые стремились, хоть как-то, стремились жить по правде, стремились к истине, стремились к чистоте и святости. Жизнь будущего века открыта будет всем тем, которые по слову Христову не похулили Духа Святого: всякий грех и хула простятся человекам, а ху-ла на Духа не простится человекам (Евангелие от Матфея гл. 12 ст. 31). Господь оставил надежду на спасение не только членам Церкви. Если кто-то по причинам от него не зависящим, объективным, не мог во время земной жизни придти к христианской вере, то и этих людей мы не можем отнести к категории погибших. Мы не знаем милосердия Божия, не знаем его пределов. Знаем только одно, что только тот, кто хулит Духа Святого, вот тем  не будет прощения. Кто это такие, похулившие Духа Святого? Это те, которые прекрасно увидели, что истина во Христе, и сознательно боролись против этой Истины, боролись именно против Истины, не по заблуждению, не по ошибке ума, а именно, сознавая вполне. Пример яркий - в Евангелии. Когда Господь уже воскресил четверодневного Лазаря, то Синедрион, члены которого убедились уже, что Христос - это не простой человек а Мессия, решил пойти на пря-мое преступление, прямое противление Духу Божиему - убить Христа и Лазаря. Вот пример, показывающий, что такое хула на Духа Святого.
Участь за гробом погибших людей Евангелие называет мукой вечной, где огнь не угасает и червь не усыпает. Святые отцы в этих образах видят ни что иное, как пребывание человека в огне тех страстей, которые он приобрел и возрастил в этой жизни и от которых у него не было никакого желания избавиться. Особенно губительна из всех страстей - гордыня, приводящая к противлению Истине, то есть Богу, вот это горение гордыни, горение страстей и есть огнь неугасающий и червь неусыпающий.

4. Что нужно знать о христианской жизни.


Кроме знания Символа веры должно иметь правильные понятия о христианской нравственности, о грехах и добродетелях.

Грехом называется всякое нарушение заповедей Божиих, любой проступок против совес-ти. И если главная заповедь Христова - это заповедь о любви, то грехом является всё то, что совершает человек против истинной, христианской любви.

Вопрос: Что подразумевается под христианской любовью?
Ответ: Чтобы рассказать о том, что такое христианская любовь, необходимо сказать о том, как она приобретается. Христианская любовь - та, которая основана на смирении. Христианское смирение состоит в видении своей немощи, своей неспособности без Бога стать тем, кем мы призваны быть, то есть стать подобными Христу по своим нравственным свойствам. Где нет смирения, там нет истинной любви, говорит христианство. Следовательно, для того, чтобы понять и приобрести истинно христианскую любовь, необходимо приобрести христианское смирение. Как же оно приобретается? Ответ на этот вопрос дает преподобный Симеон Новый Богослов, который говорит: “тщательное исполнение заповедей Христо-вых открывает человеку его немощи”. То есть для того, чтобы приобрести христианскую любовь, для того, чтобы приобрести, христианское смирение необходимо понуждение себя к тщательному исполнению заповедей Евангелия. Вот это понуждение и показывает человеку, во-первых то, что без помощи Божией, он не может должным образом исполнить ни одной заповеди Христовой. Более того, он даже не может добрые дела осуществить так, как это требует Евангелие. Те, кто достигали действительной настоящей святости - святые Отцы - оплакивали свои добродетели, как грехи. Оплакивали не грехи, а добродетели, как грехи, ибо видели, что даже в наших добрых делах, как правило, примешано множество дурного: и тщеславие, и, подчас, расчет, и лицемерие и прочие страсти. Поэтому человек, который постарается исполнить заповеди Евангелия так, как они даны самим Христом, постарается во-плотить их в свою жизнь, достаточно скоро убедится, насколько он является нравственно и духовно больным существом. Вот это видение своей болезненности, с одной стороны, а с другой стороны постоянное обращение к Богу с покаянием в нарушениях заповедей Божиих, открывает близость Бога душе, показывает как Господь приходит на помощь, как помогает человеку, как освобождает его от той тяжести, которую человек сам налагает на свою душу своими грехами.

Опыт исполнения заповедей Евангелия постепенно приводит человека к тому состоянию, которое в христианстве называется смирением. Из этого состояния видения своей немощно-сти, своего бессилия окончательно победить в себе грех, возникает в человеке сочувствие к другим людям. Это сочувствие к немощам ближних, сострадание, переходит в стремление как-то помочь человеку. Вот это состояние сочувствия другому человеку является начатком христианской любви. По мере же очищения человека от греха, человек приобретает большую близость к Богу, и следовательно большую любовь. Любовь христианская приходит к чело-веку очень нескоро, постепенно, по мере приобретения смирения. О том, каких высот достигает христианская любовь, свидетельствует преподобный Исаак Сирин. Когда его вопросили о том, что есть сердце верующее, то есть исполненное любви, то он ответил: “это есть возгорение сердца
Вот что такое правильная, христианская любовь.

Вопрос: А какая любовь называется неправильной?
Ответ: Те порывы чувств и эмоций, а зачастую плотских страстей, которые люди часто именуют любовью. Такая любовь очень скоро переходит в ненависть. Также ложной “любовью” необходимо признать состояния некоторых “святых” Римо-католицческой церкви. Во-обще Римо-Католицизм понимает христианскую любовь совершенно иначе. Там не понимают того, что любовь, как дар Божий, не есть порождение, не есть следствие напряжения человеческих усилий, а есть именно дар Духа Святого. Там воспитывают, особенно в монахах и монахинях, любовь по образу и подобию обычных человеческих чувств, которые направляют только не на другого человека, а на Христа. Поэтому любовь у них носит, особенно у женщин-монахинь, романтически-возвышенный характер. И мы видим в жизни многих католических святых поразительные примеры проявления этой “любви” - чисто плотские состояния, присущие существу нашей ветхой, человеческой природы, ее биологическим началам. 

Вопрос: Какие грехи христианство считает противоречащими заповеди о любви?
Ответ: Вообще - все. Но есть грехи особенно тяжкие. Смертным грехом называется грех, совершив который, человек настолько ранит, поражает свою душу, настолько этим отчуждается от Бога, что становится духовно как бы мертвым, то есть не способным на долгое время (нередко навсегда) к добру, честности, великодушию, сострадательности, борьбе за правду, верности, чистоте личной жизни и т.д. Такой грех требует особенно сильного покаяния, сопряженного с телесными трудами (постом, поклонами, малоспанием и т.д.)

Грехи смертные следующие:
отчаяние (оставление веры и упования на милость Божию, забвение Его любви и спаси-тельного Промысла);
отречение от Бога;
ересь - сознательное противление верующего известной христианской истине;
неверие - отрицание Бытия Божия, отказ принять Истину;
самоубийство - (за исключением  случаев умопомешательства);
убийство (в том числе младенцев во чреве); близко к этому стоят:  соучастие в убийстве, способствование самоубийству, проклятия, нанесение человеку увечий;
воровство, разбой, вымогательство;
колдовство, также обращение к экстрасенсам, гадалкам, астрологам, предсказателям и т.д.;
блуд и прелюбодеяние в различных проявлениях (блудом называются связи человека, не вступившего в законный брак, прелюбодеянием называется несохранение супружеской верности). Сюда же относятся и различные противоестественные грехи (такие грехи могут слу-чаться и у законных супругов, и это является позором для тех, кто, называясь христианином, творит такое);
• тяжким грехом является соблазн ближнего (деятельность растлевающая нравственность людей, особенно если это совершается через СМИ, театрах, кино (ввиду широкой аудитории), участие в создании и распространении видео теле, радио и другой продукции, несущей в души людей семена разврата, ересей, безбожия, насилия, злобы, и тому подобного);
пьянство, наркомания, и всяческое способствование этому;

Вопрос: Что такое добродетель?
Ответ: Добродетель есть исполнение заповедей Господних, главными из которых являются сохранение веры во Христа и стяжание любви, доброжелательства ко всем людям без исключения, в особенности же к собратьям по вере, противостояние соблазнам греха, очищение сердца от лукавства, надменности, корыстолюбия, сластолюбия и прочих душевных недугов.

5. Крестные родители.


Вопрос: Для чего нужны крестные родители?
Ответ: Крестные родители, или восприемники, необходимы при крещении детей, но могут быть и при крещении взрослых. Поскольку ребенок принимает крещение, не имея ни сознательной веры, ни даже произволения к этому, Церковь допускает такое крещение только в случае наличия людей, готовых и способных воспитать ребенка христианином. Семя, всеянное в его сердце, должно бережно выращиваться. Если те, кто его крестит, восприемники, родители не дадут ребенку соответствующего воспитания, то они лишат его бесценного дара.

Вопрос: Кто может быть крестным?
Ответ: Крестными родителями должны быть люди не только сами крещеные и верующие, но имеющие основательный опыт духовной и церковной жизни, способные научить этому своих крестных детей. Они должны хорошо знать православную веру и быть примером христианской жизни для них: не только соблюдать церковные посты, регулярно исповедоваться и причащаться, но и вести правильную, серьезную духовную жизнь. В том случае, если нет восприемников, если сами родители еще неспособны воспитывать своих детей православными, то прежде крещения детей необходимо заняться воспитанием родителей.

Вопрос: Каковы обязанности крестных родителей?
Ответ: Крестные родители должны следить за регулярным причащением Святых Таин своих крестных, за их духовной жизнью, за формированием их христианского миропонимания, их веры. За их правильной жизнью, помня, что кроме ответа за свои грехи им предстоит отвечать за то, как они воспитывали своих крестных детей.

6. Как должен изменить свою жизнь человек, принявший Крещение.

(Духовная жизнь христианина)

Вопрос: Что должен делать крестившийся?
Ответ: У многих, к сожалению, обращение к Христианству, к Церкви и вся духовная жизнь заканчивается крещением; это говорит о несерьезности их отношения к крещению, о поверхностности их веры. Крещение - это духовное рождение в крестившемся нового чело-века , поэтому оно не завершающий акт в жизни уверовавшего во Христа человека, но начальный. И как странно и страшно было бы видеть родителей, которые после рождения ре-бенка перестали бы о нем заботиться, так столь же странно и противоестественно выглядит крестившийся, забывший о новой жизни нового человека, родившегося в нем.
Эта забота заключается в понуждении себя к изучению и тщательному исполнению заповедей Христовых. Но как только человек попытается на деле жить по-евангельски, он тут же увидит насколько он не способен к этому. Такой духовный труд откроет человеку его жалкое рабство страстям и страстишкам, власть над ним дурных привычек, покажет ему необходимость покаяния. На этом пути происходит духовное становление человека, состоящее в реальном познании себя, в видении своей глубокой духовной болезни, в осознании своей беспомощности исцелиться одними собственными усилиями. Через это познание себя человек одновременно будет познавать и Бога как Всемогущего Врача, как Источник неизреченной радости и утешения, которые Он будет являть христианину в трудные и скорбные минуты его жизни.
Новая жизнь заключается в постоянном очищении совести от неминуемых преткновений и грехов через раскаяние в своем сердце и в таинстве Исповеди, в правильной молитве, кото-рая есть основа духовной жизни, живой канал общения с Богом, в принятии других спасительных таинств Церковных, особенно Евхаристии - Причащении Тела и Крови Христовых, как Таинства соединения со Спасителем, в чтении и изучении Священного Писания и Писаний Святых Отцов Церкви, ибо без этого невозможно знание условий и законов духовной жизни, опасностей, стоящих на пути спасающегося, понимание существа и цели этой жизни.

7. Порядок (краткое чинопоследование) святого Крещения

Первая молитва, которая читается над приступающим ко святому Крещению, есть молитва наречения имени. Приходящему ко Крещению дается Христианина. Имя Божие, которым запечатлевается человек, является печатью Божественной, хотя невидимой для людей, но видимой для духов. В Апокалипсисе в нескольких местах говорится, что Господь запечатлевает рабов Своих (Откровение гл.7, ст.3; гл.14 , ст.1), а лукавый и антихрист - своих (Откр. гл.13, ст.16). В этой молитве мы просим, чтобы Имя Божие пребыло “неотреченно”, то есть чтобы эта печать не стерлась и чтоб крещаемый   достойно носил Его. Кроме имени христианина, которое получает человек, ему дается его собственное имя в честь какого-либо святого православной Церкви - который отныне будет небесным покровителем человека. Празднование дней памяти святого, в честь которого наречен при крещении человек, называется Днем Ангела, или именинами. Крещаемый может быть наречен тем именем, которое дали ему родители при рождении, или другим из православных святцев, на усмотрение его или его родителей или крестных.

В следующих молитвах приступающий ко Крещению называется уже “новозапечатанным воином Христа Бога нашего”, воином, который будет вести борьбу за свое спасение с диаволом и побеждать его силой Христовой. Читается молитва о том, чтобы крещаемый со-хранил печать целой, “нерушимой” и через это получил бы блаженство избранных в Царствии Божием. Само Крещение, а особенно Миропомазание называются также печатями, которые возлагаются на крещаемого с Именем Божиим.

Далее читаются три заклинательные молитвы. В двух первых диавол запрещается Именем Христовым. Ему повелевается выйти, отступить от создания Божия и уже больше нико-гда не возвращаться к нему. Эти молитвы читаются потому, что падшие духи после отпадения человека от Бога подчинили его себе, сделали как бы рабом своим. Часто человек хочет не грешить - и грешит. Грешит иногда против своей воли. Мы молимся в третьей молитве: “Избавь его (крещаемого) от рабства врагу, приими в Царство Твое пренебесное...”.
Крещаемый должен повернуться на запад и отречься от сатаны, от всех дел его, не только от явных грехов, совершаемых делом, но от любого греховного помышления и мечтания, противного правде Божией и нашей совести. В знак полного разрыва с сатаной крещаемый дует и плюет в его сторону.

После этого крещаемый обращается к востоку и дает Христу обещание жить по Его воле. Крещаемый читает Символ веры.

Только теперь, после отречения от сатаны и обещания быть со Христом, он допускается ко Крещению. С этого момента и начинается, собственно, чин Крещения.

Сначала освящается вода. В молитвенных прошениях во время освящения воды мы просим, чтобы крещаемый сделался сыном света, наследником вечных благ, чтобы был соединен с Господом и был бы участником смерти и воскресения Христа, Бога нашего, то есть, чтобы был мертвым для греха и зла, чтобы получил нетление и жизнь вечную, данную Христом. Мы просим в молитве, чтобы вода Крещения была бы для крещаемого одеждой нетления, банею пакибытия, то есть купелью новой жизни.
Не все приходящие к этой купели получают благодать Святого Духа, а только те, которые приходят с верой, молитвой и покаянием. Как и любое таинство Церкви, Крещение совершается в меру готовности человека это таинство принять.
Когда Господь Иисус Христос начал проповедовать, то первыми Его словами были: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Евангелие от Матфея гл.4, ст.17). Это Царство Небесное начинается здесь, в купели Крещения, оно подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, - то есть которое Господь посеял на поле сердца человека в этом таинстве, - которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Евангелие от Матфея гл. 13, ст. 31).

Процесс изменения всей природы человеческой незаметен, но начинается сразу после Крещения; это изменение совершается не без воли человека. Царствие Божие, - сказал Господь, - подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью  и днем; и, как семя всходит и растет, не знает он (Евангелие от Марка гл.4, ст.26–27).

Непосредственно перед Крещением крещаемый помазывается елеем - освященным маслом.. Елей в переводе с греческого значит милость. Помазание напоминает нам о милости Божией, дарованной нам в искуплении через предстоящее таинство.

Наконец крещаемый входит в купель и троекратно погружается в воду. Священник произносит слова: Крещается раб Божий (Имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.

По выходе из купели, крестившийся помазывается святым миром. Миропомазывание, как и крещение, совершается только один раз в жизни. При этом человеку даются благодатные дары Святого Духа. При помазывании произносятся слова: Печать дара Духа Святаго.

Через принятие великих таинств Крещения и Миропомазания крестившийся соединился со Христом. Поэтому после этого он обходит купель трижды в честь Святой Троицы с пением: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Послание к Галатам гл.3, ст.27), то есть: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись - соединились с Ним.

Читается Послание к Римлянам гл.6, ст.3-11 и Евангелие от Матфея гл.28, ст.16, а затем молитвы на омовение (смывание) мира, потому что священное миро не должно быть стерто одеждой или чем-либо.

По смывании мира крестившемуся остригается часть волос во имя Отца и Сына и Свя-таго Духа, волосы остаются в храме как залог посвящения Господу.

Далее следует обряд воцерковления: мужчин проводят с молитвой через алтарь, а женщин подводят к Царским вратам иконостаса (женщинам в алтарь заходить не положено).

После принятия таинства Крещения необходимо в недолгом времени причаститься Тела и Крови Христовых.

 

Фильм митрополита Илариона (Алфеева) ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

 


Назад к списку