Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском - Празднование Соборов Русских и Афонских святых
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Празднование Соборов Русских и Афонских святых

10 Июнь 2018

28 мая / 10 июня 2018 г., в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, празднуются Соборы Всех Святых, в земле Русской просиявших, и преподобных отцов на Святой Горе Афонской просиявших. Святую Гору и Святую Русь связывают многовековые взаимоотношения, взаимные влияния, общность во Христе и духовное единство, поэтому, видимо, и празднуют они дни памяти своих Святых одновременно.

Афонский полуостров был заселен монахами еще в период раннего христианства. В 676 году император Константин Погонат передал Афон в вечную собственность монахам-насельникам, в 883 году Василий Македонянин письменно подтвердил, что Афон является местом исключительного проживания монахов, а ещё через 80 лет на Святой горе появился первый из двадцати афонских монастырей – Лавра, основанная Афанасием Афонским. Самый поздний монастырь Ставроникита был основан в середине XVI века.

Считается, что первые русские иноки прибыли на Афон в конце X – начале XI века. Первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой горе датируется 1016 годом.

Древнейшим русским поселением на Афоне является обитель Росов, известная также как монастырь Ксилургу (от греческого «плотник», «древодел»). Основным занятием местных монахов было плотничество, отсюда и появилось название обители.

Согласно преданию, монастырь «Ксилургу» был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. В «Повести временных лет» говорится, что в 989 г. великий князь отправил посольство в Константинополь. После этого на Святой Горе появляется русский Богородичный монастырь, соборный храм которого был посвящен Успению Пресвятой Богородицы.

Свято-Успенский монастырь «Ксилургу» послужил прототипом многих Успенских храмов Земли Русской, в которых отобразился новый удел Божией Матери, благодаря чему и Русская Земля, по аналогии со Святой Горой, стала именоваться Святой Русью и осознаваться в качестве Дома Божией Матери.

В 1169 году Священный Кинот передал русской братии монастырь Фессалоникийца во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как Старый, или Нагорный, Русcик).

Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен в более удобную местность на берегу моря и получил неофициальное название «Прибрежный Русcик». Там сейчас и находится Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь (также Россикон).

Две другие обители – Ксилургу и Старый Руссик – сейчас являются скитами.

Сегодня на Афоне расположено 20 монастырей, среди них 17 греческих, один русский – Свято-Пантелеимонов, а также сербский и болгарский.

С конца X века и по наши дни влияние Афона на духовную жизнь Руси было очень велико. Можно сказать, что сам характер русского православия сложился под непосредственным влиянием афонской мистико-аскетической традиции. Ведь именно на Афоне принял постриг родоначальник русского монашества – преподобный Антоний Печерский. Особенно заметно влияние Афона в момент Крещения Руси, а также в нелегкий период феодальной раздробленности и пребывания под игом орды.

Помимо преподобного Антония Печерского, обитель дала и других подвижников, принесших славянам духовное просвещение и афонские традиции. Так, в 1225 г. на Почаевской горе русский святогорец преподобный Мефодий основывает будущую прославленную Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Место, на котором она находится, до сих пор именуется Святой Горой. В этот же период (XI–XIII вв.) некие афонские иноки поселяются и в меловой горе на берегу Северского Донца, заложив основание еще одной Успенской лавры, также названной впоследствии Святогорской. Все эти прославленные обители связаны с «Ксилургу» как наименованием, так и особым промышлением Божией Матери, и все они были основаны русскими подвижниками Святой Афонской Горы в домонгольский период.

Важную роль играли связи Руси с Афоном и в последующую эпоху. В это время выдающимся афонитом, внесшим весомый вклад в развитие русской духовности и культуры, был святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Во времена его святительства на Русь привозится с Афона много книг, осуществляются переводы святоотеческих трудов, проводится богослужебная реформа. На протяжении веков афонские уставы и обычаи оставались идеалом и школой для монашествующих, а жития афонских святых, их богословские и аскетические сочинения, их учение об Иисусовой молитве с любовью воспринимались всей верующей Русью. Под влиянием афонских традиций на Руси начинается «исихастское движение». Яркими носителями афонского наследия на Руси этого периода были прпп. Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский. Плодом их духовных трудов стал расцвет русского монашеского подвижничества на севере Руси.

Влияние афонского наследия отразилось и в древнерусском искусстве, в произведениях Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного, художественные шедевры которых до сих пор не перестают удивлять своей гармоничностью, глубиной и величием.

Весомый вклад в восстановление связей между Русью и Афоном внес прп. Нил Сорский, проведший на Святой Горе около двадцати лет. Вернувшись на Родину, он ввел в обиход скитский образ жизни – нечто среднее между отшельничеством и общежитием.

На протяжении веков афонские иноки, их уставы и обычаи оставались идеалом и школой для монашествующих, а жития афонских святых, их богословские и аскетические сочинения, их учение об Иисусовой молитве были любимым чтением всей верующей России. Достаточно вспомнить имена преподобных Нила Сорского, Максима Грека, Паисия Величковского. Глубина и активность русско-афонских связей имела исключительно важное значение для развития богословской науки и Русской Православной Церкви. Так, в XVIII веке на Афоне прп. Паисием Величковским было создано первое, славянское, «Добротолюбие» - энциклопедия православной молитвы и монашеского подвига. В XIX веке афонские иноки издали в числе десятков и сотен других книг русское, дополненное «Добротолюбие» Феофана Затворника.

Основанная прп. Паисием Величковским монашеско-аскетическая школа, осуществленные ею титанические труды по переводу на славянский язык святоотеческих творений, возрождение утраченных традиций православного старчества и исихазма дали мощнейший импульс не только к возрождению подлинного монашества и духовности на Святой Руси, но и к возрождению православной русской культуры, ее возвращению к христианским устоям и ценностям. Именно последователи афонской школы прп. Паисия Величковского – знаменитые старцы Оптиной пустыни серьезнейшим образом повлияли на формирование мировоззрения многих русских культурных и общественных деятелей XIX в., таких как Н.В.Гоголь, В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, И.С.Аксаков, П.И.Чайковский и др.

Со временем векторы взаимовлияний во многом изменились, и уже не только Святая Русь прорастала духовно Афоном, но и Святая гора — Россией. Массовое паломничество, непрерывный поток пожертвований, стремление строить и созидать новые храмы, скиты, монастыри привело к тому, что русский вклад стал достаточно весомым на Афонском полуострове.

Немалую роль на всех периодах возрождения монашества Святой горы сыграли старцы Афона — харизматические личности, оказывающие большое духовное влияние на приходящие поколения иноков. Среди них можно особо выделить отца Иосифа Исихаста, отца Паисия Святогорца, а также наших соотечественников отца Софрония и Силуана Афонского. Современные старцы, такие как Ефрем Катунакский и Феоклит Дионисиатский, и множество других подвижников на Афоне также ведут работу по духовному просвещению и прилагают все усилия, чтобы передать традиции Святой Горы истинным последователям.

«Возрождая Православие, – говорит Святейший Патриарх Кирилл, – Русь нуждается в духовной поддержке и молитве. Такую молитву и поддержку всегда оказывала нам Святая Гора Афон, куда особенно устремлялись русские люди. Сегодня снова наступило время, когда укрепляются связи Руси и Афона, и верю, что все это будет служить делу укрепления Православия в роде человеческом».

 

В нашем храме в этот праздничный день совершил Божественную Литургию протоиерей Георгий Скобиль, только что вернувшийся из поездки на Святую гору Афон вместе с нашим настоятелем — архиепископом Тираспольским и Дубоссарским Саввой.

Краткий фото и видео-репортажи о вечернем и утреннем богослужении, а также о паломнической поездке, помещены на нашей странице в Фейсбуке: https://www.facebook.com/pokrovpp/

Для интересующихся более подробно можно почитать о

- монастырях и святынях Святой горы Афон: http://www.agiaellada.ru/kalendar/gora-afon.htm

- Соборе Афонских святых: http://www.pravenc.ru/rubrics/128841.html

- Соборе всех святых в земле Российской просиявших: http://www.pravenc.ru/rubrics/144729.html

 



назад к списку новостей